За время развития игровой индустрии, а это уже более 30 лет, сменилось не одно поколение консолей, вместе с технологической начинкой эволюционировали и контроллеры. Если раньше игры были предельно простыми и для управления было достаточно пары кнопок и одного стика, то теперь буквально на каждом сантиметре контроллеров ютится какой-нибудь элемент управления. С компьютером все более-менее понятно: клавиатура и мышь изменились не очень сильно. Контроллеры для консолей, наоборот, прошли огромный путь эволюции. Вместе с усложнением самих консолей, управление в играх стало более гибким и вариантным, что привело к необходимости в большем количестве кнопок и стиков. Cамый первый джойстик для Atari 2600 появился в 1977 и продавался аж до 1991 - самый долгий срок жизни контроллера. Стик и кнопка, всего-ничего. Не просто игровой контроллер, а целая "игровая система" - Donkey Kong была изобретена Nintendo в 1982 и на протяжении 20 лет копировалась всеми, кому не лень. Например, карманные электронные игры "Электроника" - это клоны продукции Nintendo. Спустя годы, Donkey Kong стал прототипом для революционной Nintendo Dual Screen (NDS). Контроллер от Nintendo Entertainment System (NES) можно считать предком всех современных средств управления в играх. Из него вырос контроллер для Super Nintendo Entertainment System (SNES). Параллельно с ними разрабатывался контроллер для Sega Genesis. Помесью SNES и Genesis можно смело считать контроллер для Panasonic 3DO. Логическим продолжением SNES стал контроллер Sony PlayStation. Который обзавелся стиками и дополнительными кнопками, в итоге получились контроллеры для PlayStation 2 и PlayStation 3. Sega пережила несколько прототипов, которые вылились в Sega Dreamcast. C него фактически сделали копию с минимальными изменениями и прикрутили к Microsoft Xbox. После одной ревизии, в которой добавили косметические изменения, подоспела Xbox 360, а вместе с ней и новый контроллер. Мое мнение, после теста всех современных консолей: это самый удобный контроллер. Wiimote идет отдельно, с ним во многое не поиграешь нормально. Наконец, контроллер, который может быть и не венец творения, но самый необычный и инновационный вариант. Виимоут и нунчак. В некоторых играх очень удобный (шутеры), в некоторых ужасно непрактичный (файтинги). На самом деле видов контроллеров намного больше - см. целое дерево выше и на сайте Sock Master, где для каждой модели есть подробное описание. Заключение простое - любая новая конструкция контроллера зависит от сложности управления, которое постоянно нарастает. Чтобы компенсировать эту сложность, разработчики пытаются сделать модель контроллера как можно более комфортной. Лично мне сейчас намного удобнее играть в одни и те же проекты на Xbox360 - у него расположение стиков не симметричное, как у PS3, что намного удобнее. Ну а продукция Nintendo как всегда стоит особняком, у них все вверх тормашками - не не управление подстраиваеется под игры, а сами игры делают в соответствии с инновационным управлением. Подробнее на сайте http://www.axess.com/twilight/console/